На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Молния

8 983 подписчика

Свежие комментарии

Геополитический расчет Эрдогана

Геополитический расчет Эрдогана

ОБ ИЗВИНЕНИЯХ ЭРДОГАНА ПЕРЕД РОССИЕЙ

3996605_Rossiya_2 (250x250, 26Kb)

Зарубежные СМИ об извинениях Эрдогана перед Россией: геополитический расчет.

В понедельник 27 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Владимиру Путину послание с извинениями за смерть пилота российского истребителя Су-24, сбитого турецкими ВВС в небе над Сирией в ноябре 2015 года.
Зарубежная пресса сразу же отреагировала на этот шаг турецкого лидера.

 

Ряд СМИ полагает, что Эрдоган в последние несколько лет довел Турцию до состояния необъявленной международной изоляции, а извинения перед Россией являются попыткой несколько смягчить внешнеполитическую напряженность, которую Анкара сама же и создала.

При этом The Washington Post пишет, что "один из самых авторитарных лидеров в регионе" все же начал разрешать внешнеполитические конфликты, накопившиеся за последнее время.

 

   

Об извинениях Эрдогана

Александр Дугин в программе «Наше Мнение» телеканала Царьград ТВ рассказывает о последствиях и значении извинения Эрдогана за сбитый СУ-24.

- Владимир Путин получил послание Реджепа Эрдогана, в котором турецкий лидер выразил свою заинтересованность в урегулировании ситуации, связанной с гибелью пилота СУ-24. Лучше поздно, чем без России?

А. Дугин: Это очень важная новость. После гибели нашего пилота Москва категорически отказывалась о чем бы то ни было разговаривать с Турцией до принесения извинений. И все эти месяцы мы действительно балансировали на грани самой настоящей войны.

- Эрдоган говорил, что не понимает, каких конкретно шагов ждёт от него Москва. Он лукавил или на самом деле не понимал?

А. Дугин: Надо учитывать всю политическую ситуацию внутри Турции и вокруг нее. За это время Эрдоган пережил так много, что я думаю, он ко многим вещам стал относиться по-другому. Во-первых, блокирование наших экономических отношений настолько сильно ударило по экономике Турции, что теперь она находится на грани банкротства. Оказывается, благосостояние этой страны зависело от русских. Во-вторых, Америка стала поддерживать сирийских курдов, тем самым нанеся удар ниже пояса своему партнеру по НАТО. И вот, оказавшись между молотом и наковальней: между американцами, которые не думают спасать Эрдогана, наоборот, ставят все более и более проамериканских людей вместо него, таких, как Давутоглу, и с другой стороны - полным отсутствием отношений с нами. Причем Эрдоган звонил – Путин не брал трубку. Всеми возможными средствами он пытался как-то разблокировать ситуацию, но ответ был один: вначале извинения. И вот политика твердости нашего президента, причем индивидуальной, личной твердости, дала свой эффект.

   


   

Эрдоган объяснил историю с пилотом так. На самом деле внутри Турции против Эрдогана созрел проамериканский заговор. В нем участвовал Давутоглу, секта Фетхуллаха Гюлена, которые хотели поставить Эрдогана в такую сложную ситуацию и потом сместить его. Чем быстрее он с этим разобрался, тем быстрее нашел аргумент, чтобы объяснить, в чем было дело: вследствие их провокации был сбит российский пилот, а когда внутреннее расследование подоспело, Эрдогана дезинформировали. И теперь у него есть основания для извинения, потому что он узнал те обстоятельства, которых не знал или не хотел знать с самого начала. - То есть теперь он не так плохо выглядит в глазах общественности?

А. Дугин: Сейчас он получит все козыри от дружбы с Россией. А это огромные козыри. Он сделал определенные шаги нам навстречу – принес извинения. Следом будет компенсация за самолет, определенные выплаты семье – это очень важно символически. Я думаю, это изменит кардинально положение Эрдогана, и он окажется в совершенно новой ситуации. Но дальше от него потребуется много новых действий. Это уже не просто выполнение российских требований, но логические шаги, вплоть до выхода из НАТО и переориентации Турции на совершенно другой, евразийский, а не прозападный, атлантистский путь развития.

- Каковые будут дальнейшие действия России?

А. Дугин: Я думаю, конечно, что мы спешить не будем. Первым шагом будет встреча министра иностранных дел Турции Чавушоглу с Лавровым в пятницу на сочинском форуме стран Черноморского содружества. Но если мы начнем разблокировать эту остановленную лавину, то дальше произойдет не просто возврат к изначальной точке, это будет проработка совершенно новой модели российско-турецких отношений, которая исключила бы подобные прецеденты. Ну и одновременно Эрдогану нужно срочно менять свою геополитическую ориентацию.

   

 

Сам по себе подобный шаг со стороны Эрдогана – это "значительное событие", и Турция пытается "преодолеть изоляцию", пишет другое американское издание The Atlantic.

Кроме того, во многих статьях отмечается, что Эрдоган решил извиниться перед Москвой, руководствуясь "геополитическим расчетом", поскольку Россия является важным игроком в современных международных политических процессах, в том числе и в урегулировании сирийского гражданского конфликта, в котором у турецкого президента есть свои интересы.

"Если в мире есть что-то, что Эрдоган ненавидит больше, чем когда его оскорбляют, так это извиняться за свое поведение перед кем-либо. Активные шаги Эрдогана по улучшению отношений с Кремлем происходят на фоне растущих опасений относительно угроз безопасности на Ближнем Востоке со стороны "Исламского государства" (ИГ, террористическая организация, запрещена в России – прим. ред.)", — пишет Foreign Policy.

Также FP связывает решение Эрдогана сделать шаг навстречу Москве с тем, что связи Анкары с европейскими странами слабеют, что еще больше изолирует Турцию от участия в международных процессах. В качестве примера издание приводит недавнее признание в Германии геноцида армян со стороны Османской империи в 1915 году.

В свою очередь, обозреватель Al Jazeera пишет, что для турецкого лидера "преимущества от нормализации отношений с Россией" могут оказаться выше "унижения от извинений".

Еще одну причину для извинений Турции иностранные журналисты видят в значительном воздействии российских санкций, введенных Москвой после инцидента со сбитым Су-24. "Снятие разрушительных ограничений имеет принципиально важное значение для Эрдогана, который оказался под давлением как внутри собственной страны, так и за ее пределами", — пишет Fox News.

Этой же версии придерживается и британская Financial Times, которая указывает, что кризис в туристической отрасли стал самым сильным с 1999 года, и у турецкого президента не оставалось выбора.

"Никогда не поздно сказать прости", — комментирует решение Эрдогана извиниться перед Москвой Foreign Policy.

 

   

Что заставило Эрдогана извиниться?

Российский президент Владимир Путин получил от своего турецкого коллеги личное послание с выражением соболезнований по поводу гибели пилота сбитого турками Су-24.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя данное событие, сообщил, что в послании Эрдоган использовал слово "извините". Это свидетельствует о том, что Россия готова воспринимать послание как те самые извинения, которые, в соответствии с официальной позицией Москвы, требовались для нормализации отношений.

Текст письма пока не опубликован. Тем не менее можно предположить, что Эрдоган использовал аккуратные формулировки, позволяющие России воспринимать текст как официальное извинение, но и дающие возможность ему самому сохранить лицо перед турецкой общественностью и остаться сильным лидером.

Думаю, дальнейшее развитие событий будет зависеть от аккуратности дипломатов, которые будут работать над процессом нормализации отношений. Любой неосторожный шаг, в том числе и в информационной сфере, может сорвать пока только наметившийся прогресс.

Думаю, что послание Эрдогана стало оперативной реакцией на ошибку британского премьера Кэмерона. Последний ради победы на выборах пообещал британцам референдум по выходу из ЕС, рассчитывая, что сможет убедить подданных Её Величества проголосовать за сохранение формальных отношений с Евросоюзом. И ошибся.

Следствием этого стало не только объявление об уходе британского премьера в отставку. Решение референдума вызвало и серьёзный кризис Евросоюза. В ближайшие месяцы, а то и годы ЕС будет занят попытками минимизировать последствия британского выхода и сохранить единство. А это будет непросто.

С Британией уходит 13% бюджета ЕС. Эти деньги как-то надо компенсировать. Возможности главного донора Евросоюза, Германии и так перенапряжены. Значит, надо будет сворачивать программы поддержки периферии ЕС (Южной и Восточной Европы). Это, в свою очередь, приведёт к обвальному росту евроскептических настроений в соответствующих странах. Да и на программы адаптации беженцев денег станет не хватать. То есть Евросоюзу предстоит бороться с опасностью "эффекта домино", вызванного британским демаршем.

У ЕС другие проблемы, и денег ему самому в ближайшем будущем будет судорожно не хватать. Да и в имиджевом плане разбегающаяся Европа — тот ещё партнёр.

Надо отдать должное Эрдогану, среагировал он моментально. В сложившейся ситуации не только для Турции, но и для ЕС восстановление нормальных торгово-экономических и политических связей с Россией является единственным спасением. И первый, кто договорится с Москвой, может претендовать на определённые преимущества.

Не будем опережать события. Нормализация отношений с Анкарой может оказаться (и, скорее всего, окажется) процессом длительным и сложным. Не исключено, что нас ещё ждут отступления.

Тем не менее, не забудем, что Эрдоган, как харизматический лидер, обладающий большими полномочиями, значительно более свободен в принятии оперативных решений, чем вечно раздираемый противоречиями Евросоюз. В ЕС каждое серьёзное решение требует консенсуса государств с зачастую диаметрально противоположными внешнеполитическими концепциями. Потому при благоприятных условиях турецкое направление сулит более быстрые и более эффективные решения, чем европейское, на котором надо преодолевать сопротивление проамериканских русофобских лимитрофов и союзной им евробюрократии.

В частности, Россия заинтересована в изменении турецкой позиции по сирийскому вопросу. Причём речь идёт не только о прекращении торговли нефтью с ИГ (запрещена в РФ), с этим достаточно эффективно справляются ВКС. Москве было бы интересно использовать турецкое влияние на инсургентов, базирующихся в северной Сирии, в частности в районе Алеппо, с тем, чтобы они прекратили военные действия против Асада, признали его законным главой Сирии и начали процесс реинтеграции в сирийское общество. Лишившись турецкой поддержки, они будут вынуждены пойти на серьёзные уступки, а сирийская власть, избавившись от северного фронта, сможет наконец сконцентрировать силы против ИГ и других террористов в районах Дамаска, Хамы и на юге Сирии.

Россия также заинтересована в выработке общей турецко-сирийской позиции по крайне сложному курдскому вопросу. Если при посредничестве Москвы удастся достичь трёхстороннего (Анкара—Дамаск—курды) компромисса, это резко усилит российские позиции на всём Ближнем Востоке.

Анкара имеет механизмы влияния на крымских татар, а также на ситуацию в Закавказье и в меньшей мере в Средней Азии. Даже простой отказ Турции от противодействия России в этих регионах укрепит стабильность и высвободит дефицитные российские ресурсы для концентрации на других направлениях глобальной политики. Турция является активным игроком на Балканах. Координация её действий с Россией также позволит Москве укрепить позиции в регионе, из которого её в последние десятилетия выдавливали ЕС и США.

Наконец, можно вернуться и к проектам строительства газопроводов через турецкую территорию. Даже простое начало переговоров о возобновлении проекта "Южный поток" усилит позиции России в переговорах не только о "Северном потоке — 2", но и о долговременном сотрудничестве в газовой сфере.

Ну а расширение географии летнего отдыха россиян, которое заодно заставит крымские и кавказские курорты активнее снижать цены и улучшать сервис, будет приятным бонусом к незаметным, но важным политическим решениям.

   

 

Отношения Москвы и Анкары испортились в ноябре 2015 года после того, как турецкие ВВС сбили российский истребитель Су-24 в небе над Сирией. После этого успевший катапультироваться пилот Олег Пешков был расстрелян с земли. Эрдоган много раз выступал за нормализацию отношений с РФ. Владимир Путин неоднократно выступал за налаживание связей с Турцией, однако говорил, что Россия ждет официальных извинений от Анкары.

В понедельник 27 июня Эрдоган отправил послание российскому Президенту, в котором заявил, что у Анкары "никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации", а также выразил "свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота". "И говорю: извините", — добавил он в конце послания.

Ссылка на первоисточник
наверх